[Англ. Anglican Communion], объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства (см. Англиканская Церковь), придерживающихся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающих евхаристическое общение и признающих в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией и авторитет Архиепископа Кентерберийского.
История формирования А. с. неразрывно связана с деятельностью Церкви Англии, влияние к-рой в течение 2-й пол. XVII-XVIII в. вышло за пределы Британских о-вов. Диоцезы Англиканской Церкви были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская Епископальная Церковь Америки и Канадская англиканская Церковь. По мере расширения Британской империи в XIX в. учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Нов. Зеландии, благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи,- в Японии, Китае, Египте, Иране, на о-вах Полинезии, на о-ве Мадагаскар, в Юж. Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 г. Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics' Council) и началу регулярных созывов епархиальных и провинциальных синодов. С 1855 г. англикан. епископов (за пределами Великобритании и США) стали рукополагать непосредственно в колониях.
В кон. XIX - нач. XX в. заморские провинции и диоцезы обретали все большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения второй мировой войны и окончательного отказа Британии от ее колониальных владений в 60-х гг. ХХ в. Тем не менее единство англикан. мира сохранилось в рамках А. с. По данным на 1999 г., А. с. объединяет более 70 млн. чел., 800 диоцезов и 38 церковных провинций и независимых церквей (The Hutchinson Almanac. 2000. L., 1999).
В А. с. отсутствует унификация и жесткая церковно-адм. структура. Его членами одновременно являются как отдельные диоцезы, так и провинции, автономные национальные Церкви, региональные объединения Церквей и международные церковные орг-ции. В состав А. с. входят: Церковь Англии - 26 млн. чел., Церковь Ирландии - 410 тыс., Церковь Уэльса - 93721, Епископальная Церковь Шотландии - 53553, Епископальная Церковь США - 2500 тыс., Англиканская Церковь Канады - 740262, Церковь Англии в Австралии - 3998444; Церковь Нигерии - 17500 тыс.; Церкви провинций: Бурунди - 425 тыс., Кении - 2500 тыс., Конго - 300 тыс., Судана - 2 млн., Танзании - 1379366, Центр. Африки - 600 тыс., Индийского океана - 90486, Руанды - 1 млн., Юж. Африки - 2 млн., Уганды - 8 млн., Зап. Африки - данных нет, Вест-Индии - 770 тыс., Юго-Вост. Азии - 168079, Меланезии - 163884, кроме того, Церкви Аотеароа, Нов. Зеландии и Полинезии - 220659, Центр. Америки - 13409, Японии - 57273, Иерусалима и Ближ. Востока - 10 тыс., Мексики - 21 тыс., Папуа-Новой Гвинеи - 246 тыс., Филиппин - 118187, Республики Корея - 14558, Мьянмы - 49247, Бангладеш - 12500; Епископальная Церковь Бразилии - 103021; Англиканская Церковь Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Парагвая и Уругвая (The Anglican Church of the Southern Cone of America) - 22490; Церкви и внепровинциальные диоцезы: Англиканская Церковь Бермудских о-вов, Епископальная Церковь Кубы - 3 тыс., Англиканская Церковь Гонконга и Макао - 29 тыс., Англиканская Церковь Шри-Ланки - 52500, Лузитанская Епископальная Церковь (Португальская Епископальная Церковь) - 5 тыс., Испанская реформированная Епископальная Церковь - 5 тыс. чел.
При этом диоцезы и провинции существенно отличаются по своим размерам и составу: провинция, член А. с., может быть частью автономной церкви (в Англии и Ирландии их по 2, в Австралии и Канаде - по 4, в США - 9), включать целую страну (Кения, Танзания, Уганда и др.) или объединять неск. стран (Вест-Индия, Центр. Африка). В свою очередь и диоцез может охватывать целую страну.
Наряду с автономными Церквами членами А. с. являются церковные орг-ции: Совет Церквей Юго-Вост. Азии, Южно-Тихоокеанский Англиканский совет, Северо-Американский региональный совет, а также ассоциация англикан. диоцезов в Лат. Америке. Формы орг-ции, состав, границы юрисдикции и количество членов А. с. постоянно меняются.
Почетным главой А. с. является Архиепископ Кентерберийский, к-рый, однако, не имеет особых полномочий за пределами Церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру. Тем не менее он обладает моральным авторитетом в А. с. и всеми признанным лидерством. При этом, сохраняя преданность (loyalty) Кентерберийскому престолу, члены А. с. действуют автономно.
Церкви, входящие в А. с., различаются по статусу, занимаемому в регионах. Только Церковь Англии сохраняет положение офиц. гос. Церкви (established church), остальные действуют в своих странах наряду с Церквами др. конфессий, не имея особого статуса.
Разнообразие наблюдается и в званиях высших церковных иерархов, членов А. с.: во главе Церкви Англии стоит примас (primate), один из 2 архиепископов-митрополитов, в Церкви Ирландии также 2 архиепископа, возглавляющих провинции. Англиканская Церковь Канады имеет 4 митрополитов, но ее примас не управляет провинцией. В Австралии примас избирается из 4 архиепископов-митрополитов. Церковь Шотландии возглавляет примус (primus), в англикан. Церквах Японии и США есть пост председательствующего епископа (presiding bishop), при этом в США он не имеет диоцеза.
Возникновение А. с. относится к 1867 г., когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в англикан. Церкви Канады поставили епископов колониальных Церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретических и юридических вопросов. С этой целью в 1867 г. в лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского - Ламбетском дворце была созвана I Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англикан. епископов проходят каждые 10 лет (за исключением периода 1930-1948, когда регулярной встрече помешала война). Они являются неформальным собранием иерархов англикан. Церквей, постановления к-рого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами А. с. Тем не менее решения Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом в англикан. мире, отражая общие подходы епископата к проблемам совр. развития Церкви, ее социальной доктрине, проблемам жизни верующих. Председателем Ламбетских конференций является Архиепископ Кентерберийский.
Ламбетская конференция 1930 г. выработала определение А. с. как «содружества (fellowship) внутри единой святой Кафолической и Апостольской Церкви, состоящего из должным образом основанных диоцезов, провинций или региональных Церквей, находящихся в общении с Кентерберийским престолом, которые поддерживают и распространяют веру и порядок... предписанные Книгой общих молитв, способствуют осуществлению национальных традиций христианской веры, жизни и поклонения на территории каждого из них и связаны вместе не центральной законодательной и исполнительной властью, но взаимной преданностью, поддерживаемой посредством общего совета епископов во время конференции» (The Lambeth Conference, 1930. Encyclical Letter from the Bishops with Resolutions and Reports. L., 1930).
XIII Ламбетская конференция была созвана в 1998 г. На ней присутствовали 750 епископов, представлявших 37 провинций и обсуждавших широкий круг вопросов о роли Церкви в совр. мире (единство А. с. и его взаимодействие с представителями иных конфессий и неверующими, духовное лидерство Церкви в условиях политического давления, Церковь и права человека, Церковь и окружающая среда и др.). Конференция выработала общую т. зр. на такие нравственные проблемы, как эвтаназия, гомосексуализм, коррупция, внешнеполитические долги и экономическая справедливость, совр. технологии, ядерное оружие. Решения и отчеты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются (Lambeth Conference. Resolutions and Reports). Офиц. печатным органом А. с. является также ж. «Англиканский мир» (Anglican World).
В периоды между Ламбетскими конференциями созывается т. н. Ламбетский консультативный орган (Lambeth Consultative Body), не имеющий реальных властных полномочий. Его цель - освещение результатов прошедшей конференции, а также осуществление связей с примасами англикан. Церквей для выработки общих позиций и тематики последующих встреч.
После перерыва в созыве Ламбетских конференций, вызванного второй мировой войной и ослабившего связи между членами А. с., был создан специальный Совещательный совет по миссионерской стратегии (Advisory Council on Missionary Strategy), включающий всех членов Ламбетского консультативного органа и всех митрополитов. В 1958 г. на Ламбетской конференции была впервые учреждена должность англикан. исполнительного должностного лица (Anglican Executive Officer) для выработки общей стратегии и координации деятельности А. с. (позднее преобразована в Генерального секретаря А. с.).
С 1908 г. наряду с Ламбетскими конференциями созываются конгрессы, в работе к-рых участвуют не только епископы, но и духовенство и миряне. Эта тенденция получила поддержку на Ламбетской конференции 1968 г., порекомендовавшей создать новый орган - Англиканский консультативный совет (Anglican Consultative Council), основанный на принципе выборности от духовенства и мирян, причем особо было отмечено, что членами совета могут быть женщины. Его первое заседание прошло в 1971 г. Президентом совета является Архиепископ Кентерберийский.
Члены А. с. участвуют в экуменическом движении. Хотя как сообщество А. с. не входит во Всемирный Совет Церквей. составляющие его автономные церкви обладают индивидуальным членством в этой орг-ции. В резолюции Ламбетской конференции 1968 г. одной из целей А. с. провозглашалось «поощрять и направлять участие англикан в экуменическом движении, предпринимать меры для проведения всеангликанских диалогов с Римско-католической церковью, Православными и другими церквами».
Диалоги англикан с Римско-католической Церковью, начавшиеся в 1921-1925 гг., получили новый импульс в 60-х гг. благодаря решениям Ватиканского II Собора и офиц. визиту Архиепископа Кентерберийского Артура Майкла Рамсея в Рим, после чего была учреждена Англикано-католич. международная комиссия (Anglican-Roman Catholic International Commission) для обсуждения доктринальных вопросов.
Особые отношения связывают англикан со старокатоликами, отделившимися от Рима после Ватиканского I собора (1870). В 1932 г. было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и Церковью Англии, важное для англикан в свете полемики об апостольском преемстве англикан. епископата (см. Англиканская Церковь, иерархия духовенства). В XX в. Церковь Англии стала нередко посвящать своих епископов в присутствии иерархов Церквей старокатоликов, епископат к-рых признается Римом «действенным».
Достаточно активно ведутся англикано-правосл. диалоги (см. Англикано-православные связи), а также консультации и обмен мнениями с лютеран. и реформатскими церквами (с нек-рыми отдельные англикан. провинции допускают взаимное причастие). В течение многих лет англикан. Церкви выступают за принятие в общение методистов; с этой целью была создана Англикано-методистская комиссия, однако переговоры сторон не привели к практическим результатам. А. с. выступает за активный диалог и с представителями нехрист. религий - иудеями, мусульманами, индуистами, буддистами, сикхами, участвовавшими в работе последних Ламбетских конференций в качестве гостей.
Вероучение совр. англиканства, базируясь на принципах, выработанных Церковью Англии в ходе Реформации XVI в. (см. Англиканская Церковь), тем не менее допускает значительную свободу мнений и толкований доктринальных положений. Члены А. с. признают авторитет Тридцати девяти статей как основного вероисповедного документа, однако следования ему требуют только от духовенства (не от мирян) и в самой общей форме. Как в толковании отдельных догматических вопросов, так и в практике богослужения допускаются вариации и отступления от Книги общих молитв, отражающие влияние местных культурных традиций и национальных особенностей, а также существование внутри англикан. Церкви различных направлений: «высокого», «низкого», «широкого», евангелического.
На Ламбетской конференции 1888 г. были сформулированы общие для всех англикан положения, к-рые, по их мнению, могли бы послужить основой для диалогов с представителями др. конфессий и для последующего объединения всех христ. Церквей - т. н. Ламбетские 4 пункта (Lambeth Quadrilateral). Они включают признание того, что Свящ. Писание ВЗ и НЗ содержит в себе все необходимое для спасения (1), Апостольский Символ веры является символом Крещения, а Никейский - изложением христ. веры (2), 2 таинства (Крещение и Вечерю Господню), установленные самим Христом, следует совершать, сопровождая их установительными словами и используя при этом то, что заповедано Им Самим (3). Наконец, признается традиция преемства исторического епископата (historic episcopacy), «приспособленного в методах его управления к разнообразным местным потребностям наций и народов, объединенных в Церкви» (4).
В литургической практике А. с. нет единообразия. Формально порядок богослужения был установлен Книгой общих молитв 1662 г., но в XX в. не только Церковь Англии получила от парламента право вносить в него изменения, но и Церкви заморских территорий пересмотрели отдельные предписания молитвенника с учетом местных условий и традиций. В XX в. в англикан. Церкви активно экспериментируют, вводя в практику обрядов танцы, совр. музыку, игру на национальных инструментах, народное пение, театральные действа и т. д. Фольклорные декоративные мотивы используются в облачениях духовенства, совр. живопись, скульптура, витражи - в убранстве интерьеров англикан. церквей. Многие англикан. священники в наст. время считают возможным помещать в церквах правосл. иконы, помогающие, по их мнению, внутреннему сосредоточению верующего. Тем не менее общее единство обрядовой практики в А. с. обеспечивается, как утверждено решениями XIII Ламбетской конференции, наличием епископата и литургическим характером службы, центральное место в к-рой занимает Свящ. Писание.